История основания города Кропоткина вплотную связана с деятельностью Александра Васильевича Суворова на Кубани.

14 ноября 1877 года на должность командира Кубанского корпуса был назначен генерал – поручик А. В. Суворов. Перед ним стоял ряд очень сложных задач:

 

- продолжить строительство Азово-Черноморской линии от реки Ташлы к Азову, для защиты от набегов и вторжений со стороны горцев и турок на Правобережную Кубань;

- создать условия отделения Кубани от Крыма;

- прекратить волнения ногайцев.

Получив согласие командования, Суворов приступил к созданию кордонной линии. При предварительном проектировании укреплений, секретных и сторожевых постов, пикетов и других военных объектов, Суворов использовал «Карту, сочинённую в 1771 году, марта 6-го дня о кордоне и расположении по квартирам Корпуса, тоже и содержания (по пристаням и бродам через реки) пикетов графа Тотлебена, в краю Империи» (ВУА, ф. 2278, рук. М 1в).

Начало заселения на месте нынешнего города относится к 1778 г., когда в числе других укреплений был устроен Романовский пост. Позднее Романовский стал знаменит тем, что через него проходил «Ставропольский шлях», который соединил столицу Черномории Екатеринодар со столицей Кавказского наместничества Ставрополем.

Суворов А. В. установил у брода сторожевой казачий пост, для охраны переправы через реку Кубань, укрепив его небольшим редутом. С 1783 года на военных картах пост № 1 Романовский стал обозначаться как редут. Вначале надпись гласила: «Редут у Сухого Дуба в урочище Романовская переправа», затем название стало более лаконичным «Редут в урочище у Сухого Дуба».

В 1875 году вступила в строй строящаяся Ростово-Владикавказская железная дорога (сейчас Северо-Кавказская железная дорога), пролегавшая через бывший пост Романовский, станицу Невинномысскую, долины рек Кубани. Кумы, Терека. (Книга «Краткий исторический очерк железных дорог в России» издание 1898 г., стр. 226).

Строительство железной дороги в Кропоткине привело к возникновению на всём её протяжении новых промышленно-торговых центров, в основном у мест расположения железнодорожных станций.

В 1874 году в Кропоткине было закончено строительство станции Кавказкой. Новой страницей в истории хутора Романовского стало отправление со станции первого поезда, - 18 июня 1874 года. Эту дату в течение 130 лет считали датой образования хутора Романовского.

Согласно первой переписи 1894 года в хуторе Романовском насчитывалось 959 дворов и проживало 8147 человек.

В 1921 г. председатель хуторского исполкома Глухих выступил с предложением перед Кубано-Черноморским облисполкомом о переименовании хутора Романовского в город Кропоткин, в честь ученого, геолога и географа, теоретика анархизма П. А. Кропоткина.

На основании Декрета ВЦИК от 4.02. 1921г. и постановления Кубчероблисполкома от 14.04.1921 г. хутор Романовский преобразован в город Кропоткин (Государственный Архив Краснодарского края. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани 1793-1985г.г., Краснодарское книжное издательство, 1986г. – стр. 65).

В 1934 году в связи с реорганизацией административного деления, город вошёл в состав Азово-Черноморского края (центр г. Ростов-на-Дону).

С 13 августа 1937 года город Кропоткин районного значения Краснодарского края, имел свой райком, райисполком и самостоятельность в хозяйственной деятельности. При разукрупнении из Кропоткинского района выделились и стали самостоятельными районы: Кавказский, Гулькевический и Тбилисский.

В 1943 году после освобождения от оккупации по постановлению ВЦИК РСФСР город перешёл в краевое подчинение со всеми полагающимися по штату отделами: горисполком, коммунально-финансовыми отделами, отдел народного образования и здравоохранения. Расширение функций способствовало ускорению развития города как местного экономического центра.

В процессе исследовательской работы проведённой исследователем – краеведом А. А. Пташником по установлению даты основания нашего города Кропоткина произведённых в государственных исторических архивах, библиотеках и музеях Краснодарского и Ставропольского краёв, в ГВИА и ВУА города Москвы, в ЦГИА России и «Государственном военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи», а также в ГИБ г. Санкт-Петербурга, на основании изучения дошедших до наших дней подлинных документов, освещающих исследуемую проблему, можно утверждать:

- начало заселения города Кропоткина началось в 1778 году;

- с 1783 года на картах была уже надпись «Редут у Сухого Дуба в урочище Романовская переправа»;

- хутор Романовский 14.04.19 21 года был преобразован в город Кропоткин.

В августе 2008 года город Кропоткин вошел в состав муниципального образования Кавказский района в статусе Кропоткинского городского поселения (Закон Краснодарского края № 1553-КЗ от 08.08.2008 г. «О преобразовании муниципального образования город Кропоткин).

Город Кропоткин расположен в восточной части Краснодарского края на правом возвышенном берегу реки Кубань. Климат умеренно-континентальный.

Город располагается на западной окраине Ставропольской возвышенности, там, где она, снижаясь, постепенно переходит в Прикубанскую равнину. Окрестности города имеют сложное тектоническое строение.

Прилегающие к городу районы - Гулькевичский с юга и Кавказский с востока, севера и запада.

Геополитическое расположение города экономически выгодно. В системе населенных пунктов и прилегающих территорий он является центром, крупным транспортным узлом, в котором сходятся автомобильные дороги ФАД "Кавказ" (Ростов-Баку) и  Темрюк - Краснодар - Кропоткин - Ставрополь, а также железнодорожные линии Ростов - Владикавказ, Ростов - Минеральные Воды, Кавказская - Ставрополь - Элиста, Краснодар - Кавказская - Адлер.

Источник армавир-кропоткин.рф

Новокубанск и Новокубанский район - 2013. Все права защищены. 

При использовании материалов www.vnovokubanske.ru ссылка на ресурс обязательна.
При использовании материалов сайта "Новокубанск и Новокубанский район" электронными СМИ гиперссылка обязательна.
Мнения, высказанные на сайте, могут не совпадать с точкой зрения редакции. 
Сайт не несет ответственности за содержание реклам.